Страницы

среда, 16 июля 2014 г.

J'aime broder и немного о сэмплерах

Я люблю вышивать ^_^

Недавно закончила еще одну работу с множеством мелких деталей, интересных стежков и исключительно французским шармом, которая придется по душе тем, кто любит вышивание крестиком и все, что с ним связано.

Я взяла схему этого сэмплера (англ. sample - образец, образчик, пример, шаблон; sampler - образец вышивки с различными видами стежков; сборник образцов, примеров ч.-л.) из той же книги, что и в этой вышивке - Suarez M., Laeremans K. - Exercice de style au point de croix (2009). Вышивала на канве Murano 32, цвет ivory. Кстати, на эту работу у меня ушел целый 1 моток красных ниток DMC 498. Я, если честно, удивилась. Как-то по ней не скажешь )))


Помимо швейной тематики самой работы, меня порадовали различные декоративные стежки и фрагмент вышивки 1 через 1 [полюбилось мне это дело, несмотря на мои опасения ^^ ]:


Вообще, мне нравятся сэмплеры. Кстати, слово sampler пришло в английский язык от старофранцузского essamplaire, означающее любой вид работы, относящийся к процессу копирования или имитации. Другой источник указывает на происхождение этого слова от латинского exemplum - пример, модель.

Часто сэмплер включает в себя алфавит, цифры, мотивы, декоративные рамки, а иногда и имя человека, вышившего его и/или дату, когда вышивка была сделана. Сэмплеры бывают самые разные по стилю, тематике и цветовому решению, и я почему-то всегда думала, что изначально они шились в монохроме (одним цветом), либо в 2-3 оттенка одного и того же цвета. После того, как я поискала информацию о сэмплерах в интернете, оказалось, что я ошибалась. Так что здесь я хочу поделиться с вами своим переводом того, что удалось найти о сэмплерах на иностранных сайтах, в частности на сайте Музея Виктории и Альберта (крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства, расположен в Лондоне, основан в 1852 году) [исторические фотографии сэмплеров с этого же сайта].

Изначально сэмплер изготавливался в качестве демонстрации или проверки навыков специалиста по вышиванию. Из тех сэмплеров, что дожили до наших дней, самые старые датируются 15-16 веком.
Сэмплер, вышитый шелковыми нитями на льне швом "вперед иголку" в 2 нитки. Автор неизвестен. Египет, 14-16 век.
Конечно, тогда у вышивальщиц не было возможности приобретения готовых напечатанных на бумаге схем, поэтому, когда они видели где-либо приглянувшийся мотивчик или технику вышивки, они сразу переносили их в уменьшенном размере при помощи вышивки на кусочек ткани. И вот в течение жизни на ткани вышивальщицы набиралось много таких образцов, из чего и складывался сэмплер.
Сэмплер, выштый шелковыми нитями на льне. Автор неизвестен, Германия, 1500-1550 гг.
Английские вышивальщицы 16 века шили свои сэмплеры на узких (15-23 см) полосах ткани. Так как ткань была дорогой, каждый кусочек этой ткани был непременно чем-то зашит. Они были известны как "band" samlper - "ленточные" сэмплеры (в моем вольном переводе; band - тесьма, лента, поясок, кайма, связка). Иногда с ленточными сэмплерами поступали следующим образом: когда кусочек ткани оказывался вышит весь целиком, брали второй кусочек, когда второй подходил к концу, его пришивали к первому, брали третий кусочек и так далее, длина ленточных сэмплеров могла составлять несколько метров.
Ленточный сэмплер, 1633 г.
Такие сшитые между собой ленточные сэмплеры хранили скрученными в рулон, они очень высоко ценились, их упоминали в завещаниях и передавали из поколения в поколение. Вышивали на них преимущественно декоративные рамки и виды стежков, а также геометрические узоры. Они были вышиты с помощью разных стилей, ниток (до 20 различных оттенков)  и узоров, и многие из них были невероятно сложными в исполнении, включали в себя едва уловимые переходы цветов, шелковые нитки и металлик.
Сэмплер, вышитый на льне шелком и металликом. Джейн Босток, Англия, 1598 г.
Кстати, помимо "ленточных" сэмплеров, существовали (и существуют до сих пор) также "spot samplers" - сэмплеры "пятнистые" (снова мой вольный перевод, spot - пятнышко, крапинка, капля, местность, место). Они характеризуются случайным помещением отдельных вышитых мотивов на одном кусочке ткани.
"Пятнистый" сэмплер, 1600-1650 гг.
Первая печатная книга со схемами для вышивки была выпущена в 1523 году в Германии, и, несмотря на то, что ею активно пользовались в Германии, Франции, Англии и Италии, она не была доступна большинству женщин, поэтому сэмплер оставался наиболее распространенной формой хранения полюбившихся образцов для вышивания. Но затем такие книги стали распространяться все более интенсивно, стали более доступны. Однако это не оттолкнуло любителей вышивки от создания сэмплеров, просто теперь их стали использовать иначе.
Вышитый шелком и металликом на льне сэмплер, содержит в себе отшив схем по книге Ричарда Шорлейкера, выпущенной в 1624 гг. Автор неизвестен, Англия, 1625-1650 гг.
К 18 веку сэмплеры уже перестали быть скопищем разрозненных образцов для вышивания и изготавливались скорее для демонстрации своих знаний, умений и навыков. Создание сэмплера воспринималось как метод измерения и записи достижений его создателя. Вышивание сэмплеров считалось признаком усердия, добродетелью и подвигом, и девочек учили этому искусству с малых лет.
Ленточный сэмплер, вышитый шелком на льне. Марта Эдлин, 8 лет (!), Англия, 1668 г.
Сэмплер, вышитый на льне шелковыми и льняными нитками. Марта Эдлин, 9 лет (!), Англия, 1669 г.
Работы Марты Эдлин позволяют историкам сделать выводы о том, что в 17-18 века девочек обучали искусству вышивания на очень высоком уровне. [жаль, сейчас не так]

Также в 18 веке появилась изменилась форма сэмплеров - вместо длинных вытянутых прямоугольников их стали вышивать более квадратными, чтобы их можно было принять за картину. Помимо этого, сэмплеры все чаще стали фокусироваться на одном предмете; на них была представлена крупная фигура - основной мотив вышивки (к примеру, Королева Анна, представленная ниже), а уже вокруг нее вышивались мелкие детали, узоры, рамки, библейские фразы и прочее.
Вышитый на льне льняными нитками и металликом сэмплер. Автор неизвестен, Англия, начало 18 века.

Сэмплер, вышитый шелковыми нитками на шерстяной ткани. Грэйс Кэтлин, Англия, 1719 г.
Вышитый шелком, металликом и шерстью на льняной ткани сэмплер. Автор неизвестен, Швеция, 1751 г.
А еще в 18 веке в моду вошли вышитые сэмплеры-карты. Это была прекрасная возможность показать не только свои рукодельные навыки, но и свои научные знания. Карты, первоначально рисовавшиеся на ткани самостоятельно ученицей или ее учителем, стали настолько популярны, что в продажу поступили напечатанные на атласе версии, которые можно было приобрести и сразу начать вышивать [почти как наши готовые наборы для вышивки))]. А на ранних картах даже видно очертания нарисованных от руки контуров.
Карта, вышитая шелком на шерстяной ткани. Элизабет Хокинс, Англия, 1797 г.
Карта, вышитая шелком на шелковой ткани. Автор неизвестен, Англия, конец 18 века.
После середины 19 века вышивка сэмплеров уже перестала играть такую важную роль в образовании, и, соответственно, жизни женщин. Это стало скорее развлечением или частью ведения домашнего хозяйства, но никак не способом зарабатывать себе на жизнь.

В наши дни легко можно найти схемы сэмплеров в книгах и журналах, приобрести как отдельно схему, так и целый набор для вышивки.
Современные схемы сэмплеров, доступные в онлайн-магазинах

Такой вот небольшой экскурс в историю сэмплеров. Надеюсь, вам было интересно ))

10 комментариев:

  1. Очень интересно!
    И хотя суть сэмплера и его история мне понятна давно, но так красочно и доступно одновременно удается почитать не у каждого.
    На самом деле, сейчас схемы настолько доступны, что сохранять орнаменты вроде и нет надобности. А как красиво было бы передавать пару таких сложных картин- образцов по наследству своим дочерям!!
































    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Влада, благодарю))) А мне бы хотелось увидеть вживую какой-нибудь длинный ленточный сэмплер, который несколько поколений отшивало. Увидеть и ахнуть от восхищения)))) Кстати, в блоге у некоторых американок видела, что отшивают именно ленточные сэмплеры, и в рулон подшивают потом

      Удалить
  2. Как интересно!!!!!!!! Спасибо за столь подробный рассказ о семплерах...никогда не занималась сбором информации на эту тема, а это оказалось так познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, как я рада, что статья понравилась! Это всегда приятно, когда кто-то оценил твой хоть и небольшой, но все же труд)))

      Удалить
  3. Очень интересно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, всегда пожалуйста! Очень рада, что пост понравился))))

      Удалить
  4. Маша, сколько интересного узнала! Сэмплеры пока не вышивала, но очень интересно, надо будет попробовать)) Спасибо за твой труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо за добрые слова! Сэмплеры вышивать - одно удовольствие, правда я сама нечасто это делаю))) Но разглядывать чужие работы всегда люблю ^^

      Удалить
  5. Многого не знала, было очень интересно! Спасибо, Маша! Рада, что попала в ваш блог:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за приятный комментарий! Очень рада знакомству и тому, что моя статья открыла что-то новое! ))))

      Удалить

Буду очень рада вашим отзывам и комментариям! *К слову, комментарии можно оставлять, даже если вы не зарегистрированы - просто выберите поле "Анонимный" или "Имя/URL" в выпадающем списке.